Вчера думала о художнице Наталье Гончаровой. И пришла мне в голову мысль, что искусство имеет глубокий смысл вне зависимости от сюжета. И когда смотришь на работы истинно талантливых людей, ты это понимаешь, какими бы не были взгляды до этого. Просто мне все покоя не дает отношение к искусству нашего Сережи, который ценит в нем только духовное-религиозное-социальное, но при этом и он любит и авангард. В авангарде, конечно многое с подобным подтекстом, но не все. В общем такие вещи чувствуются, но как это облечь в словесную форму и объяснить свою позицию, я не знаю. Но это проблема всех, кто пытается в чем-то разобраться, не ограничивая себя заранее теориями именитых ученых. Тот же Сережа понаписал об искусстве такого, что потом от этого долго отказывался. Оно не вписывается в узкие теории, а он стремится над ним поставить Бога и пишет об этом, но это даже не требуется. Когда художник пишет картину, и это вам подтвердит каждый, им руководят прежде всего духовные силы. Иначе бы картины могли создавать ремесленники, коих немало, они отличаются тем, что во всем ищут рецепты.
Если взять, например, Поликлета, то он, конечно, создал канон. Но когда смотришь на копии и реплики его статуй чувствуешь то насколько это продумано, прочувствовано, рождено из глубины самого существа скульптора. Его статуи хоть и создаются по одному образцу, образец этот - чувство прекрасного в человеке.
У других менее известных и начинающих художников порой видишь радость от того, что они овладели рецептом красивого рисования, а это уже приближает искусство к ремеслу. Когда-то давным давно я попросила сестру рассказать мне, как она рисует, она как раз дала четкий рецепт. Наверное потому она и не стала художником. Художник ищет новые решения. В каждой картине заново познает мир, а не пользуется шаблонами в духе тех, что голова укладывается в длине тела 7-8 раз, а между глаз влез бы еще 1. Его картины будут пропорциональны, но главным в них будет не отношение руки к ноге, а что-то, что в данный момент действительно важно.