Хочу свой дом, пусть и кукольный.
Мое эссе для универсариума про чемоданыЧемоданы литературных героев 19-20 веков и их содержимое.
Задумываясь о том, как появляется в литературном произведении чемодан, приходишь к очевидному выводу, что чемодан – это часть прошлой жизни, которую литературный герой берет с собой в путешествие. В литературе это, конечно не просто путешествие, это начало новой жизни, которая героя несомненно изменит, и если он и вернется домой, то будет уже другим человеком или не человеком, если речь идет о фантастической литературе.
Путешествие – это приключение, авантюра. Если копнуть глубже, то можно связать путешествие с обрядом инициации, меняющим статус путешествующего. Это своеобразная смерть и новое рождение. Зачем в такой ситуации брать с собой багаж? И что вообще стоит с собой взять?
Спускаясь в царство мертвых Орфей взял с собой только кифару, без которой невозможно было представить себе его пение.
Если обратиться к библейским историям, с собой не брали практически ничего. Иисус велел ученикам взять только одежды, которые были на них, все необходимое им должна была дать вера. Находить ночлег и еду они должны были у людей, готовых слушать их проповеди.
Иван Царевич отправляется за Василисой Прекрасной, взяв с собой только оружие и иногда доброго коня. Даже еду он пытается добыть в дороге. И в дороге же часто добывает себе волшебные предметы, которые служат ему на протяжении путешествия.
Чаще всего в процессе путешествия герои и находят ключевые предметы, которые стоит нести с собой. А все атрибуты прежней жизни не нужны, если только они не являются неотъемлемой частью образа героя.
Только вот это все именно путешествие, а не отбытие навсегда.
Когда в 1922 году были высланы из Советского союза многие несогласные, им разрешалось взять с собой лишь ограниченный набор вещей, даже чулок всего по 2 пары на человека, эти вещи могли обеспечить их нужды только в дороге, после же приходилось стоить новую жизнь с нуля.
То есть даже в реальной исторической действительности, переход к новой жизни, не сопровождался забиранием с собой огромного куска старой. В виде вещей и памятных предметов. Если бы эти люди уезжали сами или даже бежали, то взяли бы с собой то, что обеспечило бы их в новом отрезке жизни лучше.
Представители древних религий, веровавшие в загробную жизнь, часто брали с собой ценности даже в могилу, и чего там только не было, могли даже армию глиняных воинов захоронить с собой. Смерть планировали, к ней готовились полжизни, как и к другим ключевым событиям – рождению ребенка, свадьбе. Всякий раз готовилось на этот случай приданное.
Но тем не менее, чем ближе мы продвигаемся от древней истории к нашему времени, тем более обыденным становится путешествие. Обычно оно планируется, и уж тогда в чемодан укладываются самые разные предметы, которые должны обеспечить герою комфортное пребывание во время исполнения его миссии. Но ведь в этом и случае миссия должна быть спланирована. А как это может быть сделано, если само путешествие предполагает в литературе перипетии совершенно неожиданные?
Таким образом в литературном чемодане оказываются предметы для исполнения миссии необходимые. И в 19 веке, их становится намного больше, чем во все предшествующие времена. Это и оборудование ученого в Вие, и карты, и книги, и бумаги, которые нужны были Чичикову, чтобы заполучить мертвые души, как и все, что нужно для комфортной поездки, так как герой литературы 19 века должен соответствовать и требованиям гигиены и этикета. Он не сможет контактировать с обществом, если на нем во все время путешествия будут одни и те же одежды (или это будут не те слои общества, на которые он рассчитывает), ему жизненно необходим свежий воротничок и манжеты. То есть багаж для него, как кифара для Орфея. И по мере развития в литературе реализма багаж становится все более особенным, подробным и очерчивающим намерения героя. Ведь через каждый предмет содержимого его чемодана, можно понять, чего ожидал герой от путешествия, и сравнить это с тем, что он герой него получает в ткани текста.
Интересны примеры, использования чемоданов в сюжетном произведении искусства, когда чемодан есть, а багажа, как такового нет. То есть существует атрибут любого серьезного путешествия, однако герой остается свободным от вещей. Таких примеров я припомнила 3, и 1 из них не вполне литературный, а кинематографический. Если покопаться в воспоминаниях, то наверняка примеров будет больше, но суть не в том, чтобы набрать как можно больше примеров для обозначения феномена чемодана без багажа.
Один из примеров – это комедия Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», где главного героя находят в чемодане, как Моисея в корзинке. Позже чемодан помогает установить происхождение героя и таким образом влияет на исход пьесы. Герой находит семью, меняет имя и счастливо женится. То есть чемодан помогает ему пройти через неразрешимые без него препятствия, как неподходящее имя и отсутствие родственников. Чемодан выполняет функции колыбели, дома и единственной связи героя с неизвестной ему жизнью, бывшей до того, как он в этот чемодан попал.
Другой пример, персонаж детской сказочной истории – медвежонок Паддингтон, который не берет с собой ничего, кроме старого чемодана с надписью: «Ручная кладь», банок мармелада, которые помогли ему пережить путешествие из Южной Америки в Великобританию и мягкой фетровой шляпы, связывающей его с путешественником, обещавшим медведям из Перу горячий прием. Во всех последующий рассказах, медвежонку уже не нужен чемодан, ведь он остается в Англии, но тем не менее, он всюду носит его за собой, используя как мебель для сидения, мебель для хранения, предмет, который помогает ему освоиться в любой ситуации – стать выше, присесть отдохнуть, что-то спрятать или понести. Это универсальный предмет, который может выполнять функции многих других. У медвежонка есть еще шляпа, которую он использует для хранения булок с мармеладом, то есть можно предположить, что он без конца носит с собой пустой чемодан.
И наконец, в мультипликационном мюзикле «Бременские музыканты» чемодан на колесах, с запряженным в него ослом выполнял функции транспорта, дома, сцены, гримерной, кровати, чего угодно, для чего только может быть приспособлен чемодан.
Образ чемодана оказывается неразрывно связан с образом дома для героя, у которого его быть не может. Даже если такой герой получает дом, в который его принимают, как полноправного члена семьи и впоследствии даже хозяина, чемодан хранится у него, как образ Родины и напоминания об истинном происхождении.
Задумываясь о том, как появляется в литературном произведении чемодан, приходишь к очевидному выводу, что чемодан – это часть прошлой жизни, которую литературный герой берет с собой в путешествие. В литературе это, конечно не просто путешествие, это начало новой жизни, которая героя несомненно изменит, и если он и вернется домой, то будет уже другим человеком или не человеком, если речь идет о фантастической литературе.
Путешествие – это приключение, авантюра. Если копнуть глубже, то можно связать путешествие с обрядом инициации, меняющим статус путешествующего. Это своеобразная смерть и новое рождение. Зачем в такой ситуации брать с собой багаж? И что вообще стоит с собой взять?
Спускаясь в царство мертвых Орфей взял с собой только кифару, без которой невозможно было представить себе его пение.
Если обратиться к библейским историям, с собой не брали практически ничего. Иисус велел ученикам взять только одежды, которые были на них, все необходимое им должна была дать вера. Находить ночлег и еду они должны были у людей, готовых слушать их проповеди.
Иван Царевич отправляется за Василисой Прекрасной, взяв с собой только оружие и иногда доброго коня. Даже еду он пытается добыть в дороге. И в дороге же часто добывает себе волшебные предметы, которые служат ему на протяжении путешествия.
Чаще всего в процессе путешествия герои и находят ключевые предметы, которые стоит нести с собой. А все атрибуты прежней жизни не нужны, если только они не являются неотъемлемой частью образа героя.
Только вот это все именно путешествие, а не отбытие навсегда.
Когда в 1922 году были высланы из Советского союза многие несогласные, им разрешалось взять с собой лишь ограниченный набор вещей, даже чулок всего по 2 пары на человека, эти вещи могли обеспечить их нужды только в дороге, после же приходилось стоить новую жизнь с нуля.
То есть даже в реальной исторической действительности, переход к новой жизни, не сопровождался забиранием с собой огромного куска старой. В виде вещей и памятных предметов. Если бы эти люди уезжали сами или даже бежали, то взяли бы с собой то, что обеспечило бы их в новом отрезке жизни лучше.
Представители древних религий, веровавшие в загробную жизнь, часто брали с собой ценности даже в могилу, и чего там только не было, могли даже армию глиняных воинов захоронить с собой. Смерть планировали, к ней готовились полжизни, как и к другим ключевым событиям – рождению ребенка, свадьбе. Всякий раз готовилось на этот случай приданное.
Но тем не менее, чем ближе мы продвигаемся от древней истории к нашему времени, тем более обыденным становится путешествие. Обычно оно планируется, и уж тогда в чемодан укладываются самые разные предметы, которые должны обеспечить герою комфортное пребывание во время исполнения его миссии. Но ведь в этом и случае миссия должна быть спланирована. А как это может быть сделано, если само путешествие предполагает в литературе перипетии совершенно неожиданные?
Таким образом в литературном чемодане оказываются предметы для исполнения миссии необходимые. И в 19 веке, их становится намного больше, чем во все предшествующие времена. Это и оборудование ученого в Вие, и карты, и книги, и бумаги, которые нужны были Чичикову, чтобы заполучить мертвые души, как и все, что нужно для комфортной поездки, так как герой литературы 19 века должен соответствовать и требованиям гигиены и этикета. Он не сможет контактировать с обществом, если на нем во все время путешествия будут одни и те же одежды (или это будут не те слои общества, на которые он рассчитывает), ему жизненно необходим свежий воротничок и манжеты. То есть багаж для него, как кифара для Орфея. И по мере развития в литературе реализма багаж становится все более особенным, подробным и очерчивающим намерения героя. Ведь через каждый предмет содержимого его чемодана, можно понять, чего ожидал герой от путешествия, и сравнить это с тем, что он герой него получает в ткани текста.
Интересны примеры, использования чемоданов в сюжетном произведении искусства, когда чемодан есть, а багажа, как такового нет. То есть существует атрибут любого серьезного путешествия, однако герой остается свободным от вещей. Таких примеров я припомнила 3, и 1 из них не вполне литературный, а кинематографический. Если покопаться в воспоминаниях, то наверняка примеров будет больше, но суть не в том, чтобы набрать как можно больше примеров для обозначения феномена чемодана без багажа.
Один из примеров – это комедия Оскара Уайльда «Как важно быть серьезным», где главного героя находят в чемодане, как Моисея в корзинке. Позже чемодан помогает установить происхождение героя и таким образом влияет на исход пьесы. Герой находит семью, меняет имя и счастливо женится. То есть чемодан помогает ему пройти через неразрешимые без него препятствия, как неподходящее имя и отсутствие родственников. Чемодан выполняет функции колыбели, дома и единственной связи героя с неизвестной ему жизнью, бывшей до того, как он в этот чемодан попал.
Другой пример, персонаж детской сказочной истории – медвежонок Паддингтон, который не берет с собой ничего, кроме старого чемодана с надписью: «Ручная кладь», банок мармелада, которые помогли ему пережить путешествие из Южной Америки в Великобританию и мягкой фетровой шляпы, связывающей его с путешественником, обещавшим медведям из Перу горячий прием. Во всех последующий рассказах, медвежонку уже не нужен чемодан, ведь он остается в Англии, но тем не менее, он всюду носит его за собой, используя как мебель для сидения, мебель для хранения, предмет, который помогает ему освоиться в любой ситуации – стать выше, присесть отдохнуть, что-то спрятать или понести. Это универсальный предмет, который может выполнять функции многих других. У медвежонка есть еще шляпа, которую он использует для хранения булок с мармеладом, то есть можно предположить, что он без конца носит с собой пустой чемодан.
И наконец, в мультипликационном мюзикле «Бременские музыканты» чемодан на колесах, с запряженным в него ослом выполнял функции транспорта, дома, сцены, гримерной, кровати, чего угодно, для чего только может быть приспособлен чемодан.
Образ чемодана оказывается неразрывно связан с образом дома для героя, у которого его быть не может. Даже если такой герой получает дом, в который его принимают, как полноправного члена семьи и впоследствии даже хозяина, чемодан хранится у него, как образ Родины и напоминания об истинном происхождении.
konfetnij_dozhdik, сочиняй. Уверена, что не будет хуже, чем у других. Мне на проверку присылали эссе в 2 абзаца + сетования на то, что нужно слишком много символов.